Новости

Экскурсия в музей вычислительной техники: от костяшек до ЭВМ

Музей истории вычислительной техники – один из пяти музеев школы Ломоносова №1530 в Сокольниках. Его регулярно посещают школьники, студенты, другие заинтересованные горожане, иногородние посетители и гости из-за рубежа. Корреспондент Клуба учителей присоединилась к очередной экскурсии, которую провел директор музея Дмитрий Златопольский.

Цель музея истории вычислительной техники состоит в том, чтобы показать, как считали люди до появления калькуляторов – первое, о чем рассказал педагог-организатор приехавшим на экскурсию семиклассникам.

По словам Дмитрия Златопольского, самый известный вычислительный прибор, который появился до калькулятора – счеты. Вид, который имеют русские счеты сегодня, сложился еще в середине XVII века. «В основном счеты применялись для денежных расчетов», – рассказал ведущий экскурсии и предложил гостям сложить два двузначных числа с помощью прибора.

Наряду с русскими существуют также китайские счеты суаньпань и японские счеты соробан. От русских китайские счеты отличаются положением костяшек. Японские счеты придумали для того, чтобы усовершенствовать китайские.

«Счислитель Куммера более компактен и удобен в использовании, чем счеты», – Дмитрий Златопольский достал из нагрудного кармана пиджака миниатюрный плоский прибор и с помощью стилоса продемонстрировал возможности изобретения. Как выяснилось, счислитель придумал в середине XIX века петербуржец немецкого происхождения Генрих Куммер. Прибор помещался в дамскую сумочку и помогал, в частности, проверять стоимость покупок в магазинах.

На счетах удобно складывать и вычитать, для умножения однозначного числа на многозначное более удобны палочки Непера, которые изобрели в начале XVII века. Собравшиеся попробовали получить с помощью брусков произведение чисел «8» и «26143507». Полученный результат сошелся с цифрами на калькуляторе.

Дмитрий Златопольский отметил: после простейших вычислительных приборов появились вычислительные машины – и пригласил школьников к следующему стенду. Как пояснил ведущий экскурсии, первую вычислительную машину, которая выполняет действия сложения, вычитания, деления и умножения, придумал немец Вильгельм Шиккард.

Гениальное российское изобретение XIX века – арифмометр, оно позволяет быстро умножать многозначные числа на многозначные. Под руководством экскурсовода семиклассники получили с помощью арифмометра 11-значное число.

В музее истории вычислительной техники собрано около 90 моделей советских калькуляторов (из 100 выпущенных). Рассказ Дмитрия Златопольского о том, что цена последней, самой продвинутой модели калькулятора, была равна цене мотоцикла «Урал» и половине цены автомобиля «Запорожец», удивил школьников. Также семиклассники оценили миниатюрный калькулятор в форме компьютера.

В третьей части экспозиции ученикам представили элементы первых электронно-вычислительных машин: процессор, перфоленту на основе бумаги и фотопленки, первые съемные носители – дискеты и оптические диски. Из последних умельцы мастерили дачные антенны.

По окончании экскурсии у школьников появилась долгожданная возможность посчитать на всех музейных экспонатах. Самыми популярными приборами оказались палочки Непера и арифмометры.

Дмитрий Златопольский собирал экспонаты для музея истории вычислительной техники с 1996 года: обращался на закрытые предприятия – институты и заводы, изучал ассортимент рынков и интернет-магазинов. В 2008 году музей открыл двери для посетителей.


наверх