Новости

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 4): «Большая перемена»

Завершаем публикацию репортажа о мастер-классах, показанных на IV съезде учителей Москвы 17 сентября. В четвертой части – мастер-классы, на которых раскрывались фундаментальные понятия «опыт» и «оценка», «текст» и «структура».

Опыт и оценка

Мастер-класс, посвященный фундаментальным понятиям «опыт» и «оценка», представил учитель физкультуры Дмитрий Бесполов. Как и на предыдущем съезде, все зрители стали активными участниками действия, и вместе с Бесполовым зал сделал несколько упражнений на растяжку. По словам Бесполова, в растяжке важно не терпеть боль, ведь сигнал о болевом синдроме доходит не сразу до «процессора» – так назвал головной мозг ведущий мастер-класса. Некоторую комичность упражнениям придавало выбранное звуковое сопровождение – песня черепахи Тортилы из фильма «Приключения Буратино».

В ходе мастер-класса Бесполов также продемонстрировал примеры игровых спортивных занятий, которые не требуют ни специального оборудования, ни большого пространства. Достаточно лишь картонки и куска губки. С ними можно играть в некое подобие бадминтона или развивать координацию, сохраняя равновесие с картонкой и губкой на голове.

Дмитрий Бесполов. Фото Ильдара Хусаинова

Тему принятия групповых решений стремилась раскрыть на мастер-классе педагог-психолог Анастасия Кузнецова. Она рассказывала о возможных негативных последствиях принятия групповых решений. Все началось с демонстрации кадров из мультфильма «Маугли», на которых был изображен главный герой, произносящий фразу «Мы принимаем бой!». Яркий пример группового решения, которое привело к кровавым последствиям (бой с армией рыжих собак). Как заметила выступающая, при принятии групповых решений зачастую наблюдается сдвиг к риску, то есть высокая вероятность принятия рискованных решений.

В школе групповые решения принимаются повсеместно на педсоветах, родительских собраниях, заседаниях управляющего совета, методических объединениях. Эти решения тоже могут быть разными, начиная с перевода ученика в другой класс и заканчивая изменением примерной образовательной программы. Кузнецова экспериментально вместе с залом доказала, что принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» не всегда может перекрывать принцип «Cвоя голова на плечах».

Анастасия Кузнецова

Завершалась секция выступлением учителя физики Юрия Бобринева, который на мастер-классе попробовал раскрыть понятие «опыт» в контексте его предмета. Он хотел доказать, что все люди знают физику и для этого вызвал на сцену добровольца, кинув ему мяч. После того как мяч был пойман, Бобринев сделал вывод, что доброволец смог просчитать скорость и траекторию мяча, его массу и аэродинамические свойства, в нужный момент времени подставить руки и поймать предмет. Можно не знать сложных математических формул и понятий, но числа и выражения – лишь язык физики, в то время как сама физика – это те явления, которые мы наблюдаем. Таким образом, напрашивается вывод, что доброволец знает физику.

Но откуда пришли эти знания? Ответом на этот вопрос может служить опыт, накапливаемый человеком в течение жизни. Который, впрочем, может и обманывать. Чтобы это продемонстрировать, Бобринев снова обратился к помощи добровольцев, которым было поручено опустить два металлических грузика в две трубки из разных материалов, но схожего диаметра. Когда грузик из одной трубки упал мгновенно на ладонь ассистента, второй грузик не спешил делать то же самое. Вместе с ведущим мастер-класса добровольцы пришли к выводу, что в одной из трубок возникает электромагнитное поле, тормозящее падение грузика.

В завершение Бобринев заметил, что при оценке знаний ученика нужно помнить, что число состояний мозга человека превышает число электронов в видимой нами Вселенной. Поэтому не всегда стоит оценивать этот мозг по упрощенным системам оценок.

Юрий Бобринев

Текст и структура

Модерировал мастер-классы, проходившие в зале «Большая перемена», проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милёхин. Он предоставил слово первой ведущей мастер-класса – Юлии Мукосеевой, умышленно, как потом выяснилось, не назвав предмет, который она преподает. Ее мастер-класс назывался странно. Впрочем, она отложила объявление его названия на самый конец. Собственно, все время мастер-класса зал вместе с ведущей искал это название, параллельно строя, видимо, предположения о преподаваемой ею дисциплине. Помогала Мукосеевой фокус-группа, состоящая из трех пар добровольцев.

Начали с бегающего диктанта, когда текст нужно запомнить за 10 секунд и потом добежать до партнера и максимально точно продиктовать ему текст под запись. Это помогло ведущей мастер-класса довольно просто передать представление об универсальной структуре текста, где различные пласты его организации отвечают за передачу семантики и логики. Побочно выяснилось, что такой диктант можно давать школьникам – это не только полезно в учебном смысле, но и прикольно. Затем фокус-группа получила тексты с заданием подготовить графические организаторы информации – ключевые слова – и по ним нарисовать животное, которое по-разному было представлено в текстах.

Учитель поделилась общей информацией о звере, особо отметив маленький вес и долгожительство. Этот зверек является предметом изучения биологов, которые, расшифровав его геном, пытаются понять феномен его крепкого здоровья и долгой жизни, чтобы использовать результаты исследования на благо человека.

Зал определился с местом животного в классификации: грызун. Фокус-группы показали рисунки. На всех них было изображено существо, частично, но довольно точно соответствовавшее изображению, которое открылось в какой-то момент на экране и вскоре обрело искомое имя, оно же название мастер-класса: Голый землекоп. «Работа с текстом, с его структурой позволила нам получить довольно достоверную информацию», – резюмировала ведущая мастер-класса – учитель, как со вздохом удивления узнал зал, английского языка.

Старший методист Городского методического центра, учитель информатики Петр Зобков показал мастер-класс об опасностях присутствия в информационных системах и о том, что учитель как публичный человек может предпринять, чтобы этих опасностей избежать.

Последствия социальной активности, проявлямой в интернет-пространстве, могут оказаться весьма печальными. Этот тезис был проиллюстрирован примерами скандальных фото, выложенных в сеть: дочери Уго Чавеса, выложившей еще при жизни последнего в сеть фотографию с запрещенными в Венесуэле долларами; губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, который запостил обнаруженного в листьях салата дождевого червя на приеме в Кремле и вскоре после этого лишился должности и т.п.

Зобков не стал останавливаться на моральных аспектах поведения в интернете, прежде всего в социальных сетях, а сосредоточился на технологической стороне дела. В интернете собирается множество данных о пользователях. Но этот процесс поддается корректировке. Отключить отслеживание в браузере, воспользоваться правом на забвение, изменить учетную запись и даже удалиться из соцсетей, – репертуар, обрисованный учителем информатики.

О чтении человека как текста и вычитывании в тексте человека вела речь на мастер-классе учитель русского языка и литературы Фаина Хуснетдинова. Центральной частью мастер-класса, названного его автором «Там, за пустотой», стал разбор стихотворения Анны Ахматовой, посвященного отношениям поэтессы с мужем – поэтом Николаем Гумилевым.

Он любил…

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.

Стихотворение подверглось процедуре извлечения и препарирования скрытых структур – лексической, ритмической, фонетической, морфологической – в традиции анализа поэтического текста, заложенной в одноименной книге Юрия Лотмана.

Постепенно аудитория приходила к пониманию, что общего между продемонстрированным в начале мастер-класса эпизодом из «Соляриса», снятого Андреем Тарковским по произведению Станислава Лема, и этим поэтическим текстом. Персонаж стихотворения «он» перестает «читать» в лирической героине значимую часть «текста», разгадывать этот «текст». В нем остается только «жена» (что, по мнению Хуснетдиновой, равно в данном случае «матери») и соответствующие напластования ожиданий. По другому обстоит дело в фильме. Крис Кельвин (в исполнении Донатаса Баниониса) воспринимает Хари – нейтринного, то есть как бы пустого, двойника его жены –  «как реального человека, он вглядывается в ее структурый ноль, в тот конец структуры, который говорит о том, что перед ним другой, чужой текст, который нужно разгадать».

«Если мы с вами, глядя на другого человека, будем стараться видеть в нем несоответствие нашим ожиданиям – не такой, не аккуратный, плохо считает, некрасиво пишет, вообще не тянет мой предмет, вообще полный ноль, – в этот момент нужно подумать о том, что ноль-то на самом деле не полный, он – структурно значимый, и тогда… мы сделаем невозможное: мы заставим статуи двигаться навстречу друг другу», – перевела ведущая мастер-класса ее текстово-структурные поиски на язык педагогики. На экране появились движущиеся статуи работы грузинского скульптора Тамары Квеситадзе:

Действующие лица

Дмитрий Бесполов – учитель физической культуры школы №2121 «Образовательный комплекс им. Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина», победитель конкурса «Учитель года Москвы – 2004»

Юрий Бобринев – учитель физики гимназии №1514, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2009»

Петр Зобков – старший методист ГМЦ, учитель информатики, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2012»

Анастасия Кузнецова – педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе лицея №1420, победитель конкурса «Педагог-психолог Москвы – 2015»

Юлия Мукосеева – учитель английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы «Карьера», лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2007»

Фаина Хуснетдинова – учитель русского языка и литературы №2097, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

См. также:

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 3): «Доживем до понедельника»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 2): «Дневник директора школы»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 1): «Аттестат зрелости»

IV съезд учителей Москвы: сопряжение понятий, предметов и реальной жизни

IV съезд учителей Москвы: квест для молодых педагогов

Во Дворце пионеров обсудили развитие профессионального образования

Профсоюзный слёт на учительском съезде

Умная теплица, цифровая лаборатория, гений Наураша. Техносфера современной школы


наверх