Новости

Профсоюзный слёт на учительском съезде

В рамках IV съезда учителей Москвы, состоявшегося 17 сентября, в Учебно-исследовательском центре Московской федерации профсоюзов были организованы три секции, лейтмотивом которых стали такие понятия как «условия труда педагогов» и «решение конфликтов в трудовом коллективе». В первой и основной секции «Труд – вектор жизни» приняли участие руководители профсоюзных организаций и приглашенные эксперты.

С приветственным словом выступила председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова. По ее мнению, участвовать профсоюзным организациям в съезде учителей Москвы необходимо, так как это дает возможность не просто обсудить актуальные проблемы учительского сообщества, но и отразить их в текущих задачах профсоюзов.

После приветствия Иванова представила аудитории гостей мероприятия – председателя Московской федерации профсоюзов, депутата Московской городской думы Михаила Антонцева и председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галину Меркулову, которая поздравила собравшихся с началом нового учебного года и отметила важность встреч столичного профсоюзного актива не только с представителями Москвы, но и учителями из других регионов. Она обратила внимание и на то, что именно Москве в последнее время было сложнее, чем другим городам. Это связано с теми значительными изменениями в сфере образования, которые были реализованы за последние годы в столице. Городскому профсоюзу было непросто в условиях перемен, но он вовремя реагировал на возникающие проблемы и успешно решал их. Основной функцией профсоюзных организаций является защита интересов учителей, однако, по мнению Меркуловой, важно также развивать и другие формы участия в активной профсоюзной деятельности, в том числе молодежное движение, инициатором создания которого выступила Москва.

Следующим слово взял Михаил Антонцев. Он поприветствовал учителей от имени Московской городской думы и отметил, что в ее состав наконец-то вошли учителя, благодаря чему законодатели не только обсуждают проблемы школы, но и принимают решения, направленные на улучшение условий труда и повышение престижа профессии педагога.

Также в рамках секции «Труд – вектор жизни» был рассмотрен вопрос внедрения и реализации нового профессионального стандарта «Педагог», о котором рассказал директор центра правовой поддержки «Профзащита» Сергей Кандриков. Первая проблема, связанная с принятием профстандарта, на которую обратил внимание докладчик, это разработка новой системы аттестации. В первую очередь она может коснуться педагогов, работающих в детских садах. Многие из них не имеют высшего образования, входящего в список новых требований к их квалификации. Руководитель образовательной организации может написать представление на такого работника с перечислением его компетенций и опыта работы. Это позволит педагогу пройти аттестацию без повышения квалификации, но поставит в зависимое положение от мнения руководителя. Поэтому Кандриков рекомендует все же пройти дополнительное обучение, чтобы полностью соответствовать новым требованиям к профессии.

Другая проблема, с которой могут столкнуться образовательные организации при внедрении профстандарта, –  введение эффективного контракта, отличающегося от обычного трудового договора четкой фиксацией функционала педагога и критериев, по которым ему будет начисляться зарплата и стимулирующие выплаты. По инициативе Ивановой уже была создана рабочая группа для разработки проекта эффективного контракта.

Еще один важный вопрос, затронутый в рамках данной секции, – эмоциональное выгорание учителей. Об этом синдроме рассказала кандидат психологических наук Светлана Реттгес. По ее словам, проблема касается не только отдельного учителя, но и всей образовательной организации, так как оказывает влияние на успеваемость учеников. Среди профессий, находящихся в группе риска эмоционального выгорания, учителя занимают третье место после врачей и кризисных психологов. Связано это с колоссальными эмоциональными нагрузками – чаще всего негативными. Среди источников развития синдрома выделяются конфликтные ситуации, связанные с разноплановостью интересов участников образовательного процесса (учителей, учеников и их родителей, администрации школы), и большая загруженность педагогов. По мнению Реттгес, одной из важных задач в деятельности по предотвращению выгорания является составление и размещение на сайтах школ памяток, содержащих простые признаки синдрома, и адреса, куда можно обратиться за помощью и поддержкой. Своевременное информирование педагогов о проблеме и способах ее решения значительно улучшит ситуацию, в чем могут играть определенную роль и профсоюзные организации.

На секции «Предупреждение возникновения трудовых споров» заместитель председателя трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров Елена Илясова рассказала о юридических аспектах недопущения конфликтных ситуаций и посоветовала при возникновении спорных вопросов обращаться к ее коллегам за бесплатной консультацией до того, как будут предприняты какие-либо действия, которые могут оказаться неправильными.

Благодаря тренингу «Конфликт в трудовом коллективе. Как найти выход?» учителя овладели универсальным навыком управления конфликтной ситуацией. Профессиональные психологи Сергей Большаков, Наталья Паршина и Нина Середенко представили несложный алгоритм для снятия эмоционального напряжения: они предлагают в первую очередь выслушать своего партнера, подчеркнуть общность с ним и его значимость, после чего перейти к аргументации в пользу собственной позиции. Для тренировки навыка подчеркивания значимости оппонента присутствующим была предложена игра, во время которой они передавали друг другу мяч и говорили комплименты. После этого ведущие познакомили учителей с методом разделения аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные, что позволяет в случае неприятия его просьбы дать вежливый отказ.

В качестве примера была приведена гипотетическая ситуация: старший коллега просит нового сотрудника принести кофе под предлогом того, что новичок самый молодой и наверняка хочет сделать коллегам что-то приятное. Правильной реакцией нового сотрудника будет признание верного аргумента: да, он самый молодой. Дальше следует указание на сомнительный аргумент – он, действительно, хочет угодить, но доделав вовремя порученную ему работу, и отвержение ошибочного – нет, он не принесет кофе.

Ведущие тренинга подчеркнули, что полученные на секции навыки являются универсальными и помогут учителям не только в разрешении трудовых конфликтов, но и в быту.


наверх