Новости

IV съезд учителей Москвы: сопряжение понятий, предметов и реальной жизни

Сегодня, 17 сентября, во Дворце пионеров на Воробьевых горах прошел IV съезд учителей Москвы. Педагогические мастер-классы, форсайт-сессия по профобразованию, профсоюзный квест были проведены в первой половине дня, а во второй состоялся повтор мастер-классов. Кроме того, на площадке профсоюзов в рамках съезда председатели «первичек» и профактив обсудили вопросы трудовых отношений в системе московского образования.

Центральным событием съезда по традиции стали мастер-классы победителей, лауреатов и финалистов конкурсов «Учитель года России» и «Учитель года Москвы». В четырех залах, в честь Года российского кино получивших названия известных отечественных фильмов о школе и учителях, 25 ведущих мастер-классов представили свои педагогические перформансы, раскрывающие в разных аспектах и с точки зрения различных дисциплин и предметов пары фундаментальных понятий и взаимосвязь между ними.

В зале «Аттестат зрелости» участники мастер-классов рассмотрели такие пары понятий, как «событие» и «сущность», «часть» и «целое». С первой парой терминов работали учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2004» Ольга Шугаева, учитель физики, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Артем Барат и учитель географии и экономики, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010» Иван Колечкин. Географические карты – инструмент абсолютно любого предмета – тезис, который доказывал Колечкин. В зависимости от эпохи и ситуации карты могли транслировать сатиру, рекламу, политику, рефлексию, статистику, шоу-бизнес. Люди видят мир субъективно, и это неминуемо отражается на географических картах.

С понятиями «часть» и «целое» работали учитель английского языка, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Василий Мурзак, учитель биологии и экологии, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2014» Евгения Глазунова и учитель информатики, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2013» Андрей Сиденко. По Москве уже год ездят беспилотные автомобили, компьютер рисует картины за Рембрандта, программа Neural Doodle превращает примитивные наброски, сделанные в редакторе Microsoft Paint, в произведения искусства. Пуская в жизнь высокие технологии, важно задумываться о последствиях – предостерег участников съезда Сиденко.

Первая часть мастер-классов в зале «Дневник директора школы» была посвящена анализу понятий «процесс» и «результат». Учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2004» Андрей Романов в ходе мастер-класса предложил учителям несколько приемов, призванных снизить рутинность занятий. Он продемонстрировал авторский взгляд на такие ежедневные проблемы учителя, как вызов учащихся к доске и подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Навыки нахождения  скрытой информации участники съезда осваивали на мастер-классе учителя начальных классов, финалиста конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Надежды Ладиловой, которая на примере почтовых марок перенесла зрителей в прошлое, а также познакомила их с современным трендом – посткроссингом, то есть обменом почтовыми открытками. О достижении результата говорил учитель математики, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Сергей Бушин, который представил универсальный алгоритм решения задач.

Во второй части о «модели» и «порядке» рассуждали учитель музыки, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 1992» Артур Заруба, учитель информатики, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Петр Леляев и учитель английского языка, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Ксения Быховская, директор школы № 1151, победитель конкурса «Учитель года России – 1996» Игорь Агапов. Продуктивное общение, реконструкция эксперимента Пифагора с монохордом, работа с треугольником Паскаля, воспроизведение на фортепиано мелодии математической константы «пи» помогли Артуру Зарубе убедить зрителей в правдивости высказывания известного английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра «Математика – музыка разума, музыка – математика чувств».

В зале «Доживем до понедельника» темой обсуждения сначала стали понятия «отбор» и «уровень». О них говорили учитель истории и обществознания, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010» Петр Омельяненко, учитель математики, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Василий Березкин, учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2015 Елена Нечаева. Стихотворение Юрия Левитанского «Музыка моя, слова...» послужило в ее мастер-класса поводом для того, чтобы доказать: ученики лучше понимают стихотворение, прочитанное педагогом вслух, а в поэзии одинаково важны как форма, так и содержание.

Затем перешли к «информации» и «роли». Трое финалистов конкурса «Учитель года Москвы – 2016» в глубинах собственных предметах искали выходы на межпредметные связи и метапредметность. Роль условий математических задач в их решении и смысле выявлял учитель математики Петр Казицын. Учитель русского языка и литературы Юлия Игумнова представляла осциллограммы, спектрограммы, аудиозаписи, которые зримо и слышимо привели к выводу о том, что «главные» звуки таковыми в нашей речи делает на самом деле их свита. Учитель обществознания Алексей Толстухин рассказал о том, как изменения информационной среды влияют на изменения социальных ролей, включая роль учителя.

В зале «Большая перемена» в первой триаде мастер-классов учитель английского языка, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2007» Юлия Мукосеева, учитель русского языка и литературы, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016» Фаина Хуснетдинова и старший методист Городского методического центра, учитель информатики, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2012» Петр Зобков показали три различных подхода к работе с понятиями «текст» и «структура». Первая собирала с помощью фокус-группы и зала настоящего зверька из текстовых пластов. Вторая на фоне двойников из «Соляриса» Станислава Лема и Андрея Тарковского анализировала структуру стихотворения Анны Ахматовой, написанного после разрыва с мужем. Третий подвел аудиторию к открытию подлинного смысла пользовательских соглашений в социальных сетях.

Вторая тройка занималась «опытом» и «оценкой». Учитель физики, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2009» Юрий Бобринев попробовал раскрыть понятие «опыт» в контексте его предмета. Получилось, что, что знания о физике присущи каждому человеку благодаря именно опыту –  жизненному. Ведущий мастер-класса показал, что сложные математические формулы – лишь язык физики, в то время, как сама физика – это те явления, которые мы наблюдаем. Теме принятия групповых решений был посвящен мастер-класс педагога-психолога Анастасии Кузнецовой, которая доказала, что часто групповые решения приводят к более негативным последствиям, чем индивидуальные. В рамках темы также был представлен мастер-класс учителя физической культуры Дмитрия Бесполова.

Наконец, в зале «Когда я стану великаном» состоялся не показ мастер-классов, а форсайт-сессия, посвященная ключевым трендам московского профессионального образования. На ней обсуждались вопросы выстраивания отношений в коллективе колледжа, реализация профессионального стандарта «Педагог» в контексте среднего профессионального образования, аттестация учащихся по стандартам WorldSkills и форсайтные вопросы СПО. В ходе каждого выступления спикеры давали участникам сессии задания по соответствующей теме.

(Большой репортаж и другие материалы о  IV съезде учителей Москвы читайте в понедельник, 19 сентября)


наверх