Новости

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 3): «Доживем до понедельника»

Продолжаем публикацию репортажа с мастер-классов, показанных на IV съезде учителей Москвы, который состоялся 17 сентября. Третья часть репортажа – о мастер-классах, посвященных фундаментальным понятиям «отбор» и уровень», «информация» и «роль».

Отбор и уровень

Начало работы над понятиями «отбор» и «уровень» в зале «Доживем до понедельника» объявила учитель русского языка и литературы Юлия Игумнова, которая вела обе части секции, прошедшей в этом зале.

Первым на товарищеский суд зрителей вынес мастер-класс учитель истории и обществознания Петр Омельяненко. Известный советский мультик «Апельсин» («Мы делили апельсин – много нас, а он один!»), процесс деления клетки и деление в столбик на обрывке тетрадного листка – на самом деле об одном и том же, о делении, которое в зависимости от ситуации может обретать разные смыслы.

В деление или классификацию могут закрадываться ошибки. Классификация животного мира, которую описывает Хорхе Луис Борхес, предполагает существование животных, принадлежащих императору, набальзамированных животных, прирученных существ, молочных поросят и др. Налицо ложная классификация с разными основаниями, лишними членами и скачками в делении. За пределами литературного повествования подобные классификации могут осложнить процесс познания, их необходимо избегать.

Применим ли метод отбора к математике и жизненным реалиям? – задался вопросом учитель математики Василий Березкин. К точной науке – да, педагог подтвердил это с помощью нескольких задач. Условия одной сводились к следующему: среди четырех людей нет трех с одинаковым именем, одинаковым отчеством или одинаковой фамилией, но у каждых двух совпадает или имя, или отчество, или фамилия, – может ли быть такое?

Ответ на вопрос, можно ли применить метод отбора в жизненных ситуациях, был неоднозначным. С одной стороны, можно – когда идешь в магазин за курткой, зная нужный размер и сумму, которую готов потратить. С другой стороны, нет. Попытки решить личные проблемы методом отбора могут привести к неудаче. Василий Березкин вспомнил сюжет гоголевской пьесы «Женитьба»: главная героиня Агафья Тихоновна Купердягина не может выбрать из четырех женихов, мечтая соединить в будущем муже развязность одного, нос другого, губы третьего и так далее, в результате к концу пьесы остается ни с чем. Математические модели упрощены, они не всегда могут предусмотреть те или иные жизненные ситуации – к такому итогу мастер-класса пришел педагог.

Вопрос выбора чтения для ребенка и разноуровневой интерпретации литературного произведения затронула в мастер-классе учитель русского языка и литературы Елена Нечаева. Педагог констатировала: ученики не очень любят читать русскую классику, она тяжела для них. Есть ли способы раскрыть художественные тексты для школьников? Получить ответ на этот вопрос Елена Нечаева предложила с помощью двукратного прочтения стихотворения Юрия Левитанского «Музыка моя, слова…». Первый раз зрители читали про себя, второй раз читала автор мастер-класса, причем с той оговоркой, что гости ставят себя на место пятиклассников. По итогам сравнения двух вариантов выяснилось, что стихотворение лучше воспринималось при прочтении педагогом.

Таким образом, зал пришел к выводу о том, что для урока лучше выбирать чтение вслух. По мнению учителя, при анализе того или иного стихотворения важно расширять лексикон школьников, расспрашивать их об ассоциациях, помогать группировать однокоренные слова. Ученикам 7–8-х классов можно рассказать о рифме, стилистических приемах стихотворения – например, аллитерации, ассонансе.

Доживем до понедельника

Открывавший вторую часть серии мастер-классов, в которой речь шла о фундаментальных понятиях «информация» и «роль», учитель обществознания и информатики Алексей Толстухин, опираясь на идеи Э́лвина То́ффлера (ушедшего в этом году из жизни) и его последователей об информационном обществе и апеллируя к  окружающей действительности, в которой все большую роль играют информационные дубликаты человека – всевозможные электронные карты – и другие средства накопления и передачи информации, говорил как о роли информации в глобальных изменениях, так и о том, как она меняет, в том числе стирает, некоторые традиционные профессиональные роли.

В конце выступления ведущий мастер-класса задал коллегам вопрос, вызвавший явное напряжение в зале: исчезнет ли профессия учителя в ходе продолжения информационной революции? Большинство ответили «нет». Толстухин поддержал эту позицию и рассеял малейшие сомнения по этому поводу:

– Я согласен с вами: профессия учителя не исчезнет. Почему? Потому что для информацонного общества что становится самым важным?

– Знания. Человеческий капитал. – Ответил зал.

– И кто с этим человеческим капиталом работает?

– Мы, учителя! – Проскандировал зал.

Учитель математики Петр Казицын решал на мастер-классе задачи, демонстрируя какую роль играет информация, содержащаяся в условиях задач. Начав с простого примера, когда ребенок-дошкольник отказывается складывать абстрактные 2 и 3, но готов считать, сколько будет две и три конфеты, математик завершил мастер-класс задачей, где одно не самое заметное слово играет решающую (буквально – без этого слова задачу не решить) роль.

Кроме того, было показано, как исторический контекст изменяет характер задачи;  какую роль может играть, казалось бы, лишняя информация (например, воспитательную); как демотивируют задачи, не несущие новой информации; а также как решаются двухуровневые задачи: на первом задача легко решается, а на втором ее решением оказывается нахождение ошибки в самой конструкции задачи – треугольник, площадь которого предлагается найти, просто не может существовать.

Было похоже, что это не мастер-класс, а адаптация реального урока, который школьники должны обязательно усвоить, чтобы уметь фокусироваться на важных элементах условий задач и развивать объемное видение этих условий. Решения после этого будут даваться легче.

Учитель русского языка и литературы Юлия Игумнова на мастер-классе не рассказала о том, как она в реальном процессе обучения оценивает работу учащихся, используя не только основанный на измерении самого «объекта» квалиметрический подход, но и контекстуальный. Однако вплотную подвела к пониманию того, каким образом лидерский потенциал задается контекстом и как это понимание можно использовать в работе учителя.

Почти весь мастер-класс, кроме указанного педагогического вывода, вращался вокруг определения характеристик ударных гласных в звучащей речи. Осцилограммы и спектрограммы, аудио- и видеозаписи – демонстрировался фрагмент из телесериала Глеба Панфилова «В круге первом», снятого по роману Александра Солженицына, – ведущая-мастер-класса анализировала вместе с залом. В результате удалось приблизиться к способности героя телесериала читать «звуковиды»: по спектрограмме были определены характеристики звуков слова «кино». Наверное, можно было и само слово определить, но это бы потребовало гораздо больших усилий и времени.

Наконец, были тщательно сопоставлены характеристики ударных и безударных гласных в разных словах и воспроизведен эксперимент с перестановкой ударного и безударного гласных в слове «глаза». Оказалось, что ударный может быть не самым сильным, длительным, высоким звуком в слове, то есть его объективные характеристики не определяют его лидерство. Короля играет свита: «Если у вас есть слово, и в нем есть два гласных полного образования, то ударный звук всегда будет вторым, первый гласный полного образования делает второй ударным», – последовало выведенное в ходе мастер-класса правило.

«Роль той или иной информации для нас сложно оценить. Нам кажется, что можно ее объективно измерить, что есть какие-то объективно измеряемые показатели для того, чтобы оценить то или иное явление, но иногда эта информация – в контексте, и нужно смотреть на то, что вокруг, а не на сам объект, чтобы в полной мере оценить роль этой информации», – заключила ведущая мастер-класса.

Действующие лица

Василий Березкин – учитель математики школы №192, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Юлия Игумнова – учитель русского языка и литературы школы №192, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Петр Казицын – учитель математики школы №1273, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Елена Нечаева – учитель русского языка и литературы гимназии №1636 «НИКА», лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2015»

Петр Омельяненко – учитель истории и обществознания школы №1241, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010»

Алексей Толстухин – учитель обществознания образовательного комплекса «Воробьевы горы», финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

См. также:

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 4): «Большая перемена»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 2): «Дневник директора школы»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 1): «Аттестат зрелости»

IV съезд учителей Москвы: сопряжение понятий, предметов и реальной жизни

IV съезд учителей Москвы: квест для молодых педагогов

Во Дворце пионеров обсудили развитие профессионального образования

Профсоюзный слёт на учительском съезде

Умная теплица, цифровая лаборатория, гений Наураша. Техносфера современной школы


Комментарии

  • Попытаюсь кратко сформулировать идею моего мастер-класса.

    Современным детям тяжело читать классику, часто в силу того, что писалась она вовсе не для них, а была обращена к уже взрослому читателю. Но не читать классику нельзя ( по вполне понятному комплексу причин). Задача учителя - сделать чтение максимально интересным и доступным для школьника, ни в коем случае не уходя от глубины текстов, научить видеть глубину и многослойность, чтобы вчерашний школьник не потерял (после изучения на уроках) желания перечитывать классику, получая от этого удовольствие.

    Почему бы на уроках на обратиться несколько раз к одному и тому же тексту, открывая каждый раз в нем нечто новое. Возьмем стихотворение ( во-первых, небольшой текст, во-вторых, сложный для школьника), прочитаем его первый раз в классе 5-6, поучимся видеть взаимодействие содержания и формы (для этого сначала прочитаем его про себя, а только потом вслух), позанимаемся словарной работой, поучимся выстраивать ассоциативные связи. Вернемся к этому же тексту в 7-8 классе и посмотрим, а как автор добивается того или иного воздействия на читателя. Речь уже пойдет о различных языковых и литературных приемах. А в 10-11 классах, когда накоплен определенный читательский багаж, поищем точки сближения этого текста с другими литературными произведениями.

    И все это в данном мастер-классе рассматривается на примере прекрасного стихотворения Юрия Левитанского "Музыка моя, слова..."

наверх