Новости

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 2): «Дневник директора школы»

Публикуем вторую часть репортажа с мастер-классов IV съезда учителей, состоявшегося 17 сентября. В ней речь идет о мастер-классах, посвященных парам фундаментальных понятий «процесс» и «результат», «модель» и «порядок».

Процесс и результат

Учитель русского языка и литературы Андрей Романов, который также выступил в роли модератора этой секции, в ходе мастер-класса предложил учителям несколько приемов, призванных снизить рутинность занятий. Свое выступление он начал с отрывка из фильма «Джентельмены удачи», в котором герой Евгения Леонова, работая заведующим детским садом, смог уговорить детей съесть кашу, создав у детей образ космического путешествия.

Романов представил авторский взгляд на вызов учащихся к доске с использованием игральных костей, что помогает снизить негативное восприятие ответа у доски. Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку, по мнению Романова, также не обязательно должна быть скучной. Зачем вообще использовать слова «подготовка к ЕГЭ» если можно предложить ученикам посмотреть короткий ролик или мультфильм по одной из тем сочинения, а потом всем месте обсудить поставленные в произведении проблемы? Романов заметил, что учащиеся при этом будут делать те же самые вещи, но будет присутствовать «красивая обертка», которая поможет сделать процесс намного увлекательней.

Учитель математики Сергей Бушин посвятил мастер-класс решению задач. Он представил универсальный алгоритм, помогающий справиться с большинством заданий, с которыми вообще может столкнуться ученик. При этом суть алгоритма заключается в применении двух простых вопросов. Первый вопрос относится к условиям задачи: что можно сделать с этими данными? Второй относится непосредственно к самой задаче: что нужно сделать, чтобы это получить? Те действия, которые выполняются, чтобы ответить на эти вопросы, будут решением задачи.

Однако Бушин отметил, что для успешного решения задачи необходимо держать в голове ее условия. Для этого учитель предложил авторский «лайфхак»: умножение двухзначных чисел в уме. По словам выступающего, если регулярно упражняться в этом, например, в транспорте по дороге в школу, то можно за пару недель значительно увеличить объем «оперативной памяти» человека. Бушин на доске представил несколько примеров и попросил аудиторию их решить. Умножение двухзначных чисел оказалось под силу лишь немногим, не говоря уже о том, чтобы решить все представленные примеры. Здесь пригодился другой «лайфхак» Бушина. Можно, например, находить спрятанные квадратные уравнения или делить множители на составляющие, которые легко множатся с другими частями примера. При использовании такого подхода устное перемножение двухзначных чисел действительно становится таковым.

Сергей Бушин

О том, как находить скрытую информацию, участники съезда узнали на мастер-классе учителя начальных классов Надежды Ладиловой. Она продемонстрировала аудитории несколько почтовых марок и попросила зрителей рассказать, какая информация на марках являлась явной, а какая – скрытой. Так, на одной из марок кроме цены, зрители увидели меч, перерубающий цепи, что, по мнению Ладиловой, является отсылкой к стихотворению Пушкина «Во глубине сибирских руд». Надпись на марке «РОССIЯ» указывает на то, что марка печаталась до реформы русской орфографии 1918 года. Соответственно, эта марка была выпущена по заказу Временного правительства.

Похожее задание получили на мастер-классе две фокус-группы, которые также искали в марках скрытую и явную информацию. В конце мастер-класса Ладилова предложила фокус-группам объединиться и собрать из марок пожелание коллегам-учителям на новый учебный год. В итоге участники фокус-групп пожелали учителям повышения зарплаты, хорошего здоровья и поменьше сложностей с ЕГЭ.

 

Надежда Ладилова

Модель и порядок

Вторую часть мастер-классов в зале «Дневник директора школы», которая была посвящена понятиям «модель» и «порядок», вполне логично открыло выступление директора школы № 1151 Игоря Агапова. Участники и две фокус-группы тренировались в постановке вопросов разных уровней сложности для ознакомления с учебным текстом. Последний повествовал о карусельных лошадках, которые бежали по кругу: у одной была золотая грива, у другой – серебряный хвостик, у третьей – медные подковки. Агапов попросил фокус-группы придумать вопросы к прочитанному тексту, а затем объединить их в группы. Представители первой фокус-группы предложили классификацию, в которой разделили придуманные вопросы на содержательные и соединяющие текст с жизнью. Вторая фокус-группа (явный лидер) предложила более сложное деление вопросов на описательные, содержательные и смысловые.

Ведущий мастер-класса выслушал обе стороны, после чего предложил педагогам классификацию по методике американского психолога Бенджамина Блума, согласно которой существуют вопросы на запоминание (кто бегал по кругу карусели?), осмысление (о чем говорила Золотая Гривка?), применение (что могла сказать Золотая Гривка, двигаясь по кругу, а не по прямой?), анализ (почему заплакала Золотая Гривка?), синтез (придумайте стихотворную форму нашего рассказа), оценку (что лучше – бегать по кругу или по прямой?). Учителя из фокус-групп и зрительного зала попробовали составить вопросы шести названных типов.

Учитель информатики Петр Леляев и учитель английского языка Ксения Быховская выступили совместно, показав мастер-класс о способах и проблемах сжатия информации. Одна из главных мыслей выступающих состояла в следующем: в основе сжатия информации лежит простой принцип – информация, которая встречается и передается чаще всего, должна транслироваться при помощи максимально коротких сообщений. Участники пригласили на сцену фокус-группу, которой предложили сжать информацию – пословицу на английском языке – с помощью метода Шеннона-Фано. В результате текст уменьшился практически в три раза.

Разговор учителей о проблемах сжатия информации начался со сравнения данных и материи. Фокус-группе предложили разделиться на три пары и попытаться за ограниченное время сложить пледы в пакеты. Первой паре выделили 7 секунд, второй – 12, третьей – также 12 секунд, но разрешили предварительно договориться о последующих действиях в течение 10 секунд. Три проведенных эксперимента позволили говорить о том, что любая сжатая информация должна иметь путь к восстановлению, при этом методы сжатия, которые работают слишком долго, неприменимы. «Такая модель, как информация, может содержаться в полном порядке», – резюмировал Петр Леляев.

Учитель музыки Артур Заруба ставил перед собой задачу проиллюстрировать и доказать высказывание английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра «Математика – музыка разума, музыка – математика чувств». Педагог выполнил не только указанную, но и массу других задач: предложил гостям упражнения на чувство ритма, научил зрителей записывать ноты и ритм (последний, по словам учителя, имеет математическую природу), с помощью гитары воссоздал эксперимент Пифагора с монохордом по изучению высоты звука, поработал со спиралью Фибоначчи.

Высказывание Джеймса Джозефа Сильвестра о музыке и математике Артур Заруба доказал, сидя за роялем: накануне мастер-класса педагог пронумеровал ноты в ля миноре в соответствии с последовательностью цифр константы «пи», после чего представил гостям оригинальную мелодию знаменитого числа.

Действующие лица

Игорь Агапов – директор школы №1151, победитель конкурса «Учитель года России – 1996»

Сергей Бушин – учитель математики лицея «Вторая школа», лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Ксения Быховская – учитель английского языка школы №192, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Артур Заруба – учитель музыки Ломоносовской школы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 1992»

Надежда Ладилова – учитель начальных классов гимназии №45, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Петр Леляев – учитель информатики школы №627, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Андрей Романов – учитель русского языка и литературы школы №1205, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2004»

См. также:

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 4): «Большая перемена»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 3): «Доживем до понедельника»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 1): «Аттестат зрелости»

IV съезд учителей Москвы: сопряжение понятий, предметов и реальной жизни

IV съезд учителей Москвы: квест для молодых педагогов

Во Дворце пионеров обсудили развитие профессионального образования

Профсоюзный слёт на учительском съезде

Умная теплица, цифровая лаборатория, гений Наураша. Техносфера современной школы


наверх