Новости

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 1): «Аттестат зрелости»

Портал Клуб учителей уже представлял IV съезд учителей Москвы в целом и некоторые из мероприятий, прошедшие в его рамках 17 сентября. Теперь предлагаем вниманию читателей репортаж с мастер-классов. Для удобства восприятия он разбит на четыре части – по названиям залов, в которых давались мастер-классы. В первой – рассказывается о мастер-классах, посвященных парам фундаментальных понятий «событие» и «сущность», «часть» и «целое».

Событие и сущность

Роль ведущей в зале «Аттестат зрелости» взяла на себя учитель русского языка и литературы Ольга Шугаева. Педагог отметила: несмотря на то, что мероприятие во Дворце пионеров – официальное, на нем не будет торжественных речей, пленарных заседаний, голосований «за» и «против», после чего плавно перешла к собственному мастер-классу.

Учитель показала зрителям сцену из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». «В голове моей как будто архив: мертвые дела, цифры, эпохи, религии – ничто ни с чем не связано», – произнес главный герой картины в исполнении Олега Табакова. Педагог вернула зрителей в зал: понятия «событие» и «сущность» также могут быть не связанными между собой в сознании, но учитель сталкивается с ними каждый день, – например, при заполнении электронного журнала. Последний – база данных, которая представляет собой запрограмированные роли, сущности, связи между ними, события. Сущности электронного журнала – урок, расписание, учебный план, учитель, ученик.

Цель выявить такую сущность, как ученик, вдохновляет учителя на инициирование эмоциональных событий – данный тезис ведущая мастр-класса подтвердила сценой из фильма «Доживем до понедельника». Эмоциональные события, которые режиссирует педагог, проявляют важный признак сущности «ученик» – погружение в процесс познания, поэтому учитель должен составлять не конспект, а сценарий урока, продумывать историю эмоциональных переживаний школьников. К концу мастер-класса учитель напомнила о собственной профессиональной сущности и инициировала эмоциональное событие – дала гостям домашнее задание найти связи между такими парами понятий, как разум и чувство, честь и бесчестие, победа и поражение, опыт и ошибка, дружба и вражда.

Слово и лазерную указку передали учителю физики Артему Барату, который моментально подключил зал к сложной интеллектуальной работе. «Свой мастер-класс я назвал "О цветах и детях"», – начал педагог и уместил в выступлении воспоминания о студенческой жизни, рассуждения об изучении сущности по Гегелю и Канту, анализ термина «событие» по философу Хайдеггеру, экскурс в историю импрессионизма и неоимпрессионизма, описание аддитивного и субтрактивного смешивания цветов.

В заключение мастер-класса Артем Барат напомнил о том, что большинству учителей в зале нужно возвращаться к ученикам. Педагоги каждый день изучают сущности школьников. Делать это по Гегелю – значит наблюдать за учениками, по Канту – не обращать внимания на чувственные наблюдения, не проводить многократных измерений. И если исходить из того, что событие – это длительность, которая дарит сущему его сущность, то за события, благодаря которым ребенок обретает детскую сущность, отвечают учителя, поскольку проводят с ними большое количество времени.

Окончательно разогрел замерзший (в буквальном смысле слова - в самом большом из помещений, где проходили мастер-класса, было холодно) зал «Аттестат зрелости» учитель географии и экономики Иван Колечкин. «Рвать, резать, портить книги – это хорошо или плохо?» – педагог не только сделал публику своим собеседником, но и заинтриговал ее. Учитель бегло и артистично принял из зала несколько утвердительных, отрицательных и нейтральных ответов, после чего рассказал зрителям две истории.

Для первого рассказа учителю понадобился пятый том послевоенного издания Большой советской энциклопедии. В начале 1953 года все подписчики издания получили письмо с просьбой вырезать из книги несколько страниц и вклеить новые. Листы, подлежащие изъятию, содержали информацию о Лаврентии Берии. На замену советским гражданам предложили статью о Беринговом море.

Вторая история произошла непосредственно с шестилетним Иваном Колечкиным: он нашел книгу «Волшебник изумрудного города» на месте сгоревшего дома. У издания отсутствовала обложка. Несколько лет спустя в руки героя рассказа снова попала та же книга, но уже с форзацем и нахзацем, на которых была напечатана карта. Она была частью повествования, и ее отсутствие в первой книге затрудняло понимание сюжета.

Двумя вышеизложенными и многими другими историями Иван Колечкин проиллюстрировал мысль о том, что в различных ситуациях карта может выступать универсальным инструментом шутки, сатиры, рекламы, политики, шоу-бизнеса, статистики, рефлексии. Людям свойственно видеть мир субъективно, и это отражается на картах, которые он создает. В конце мастер-класса педагог выступил с неожиданным, но дельным предложением: «Давайте перестанем делить предметы на нужные и ненужные, нудные и ненудные».

Часть и целое

Вторую часть работы в зале «Аттестат зрелости» посвятили фундаментальным понятиям «часть» и «целое».

«Весь мир – синекдоха», – приводя аргументы в пользу этого утверждения, учитель английского языка Василий Мурзак обратился к методу индукции: сначала рассказал о трудностях перевода синекдох с английского языка на русский (преодолеть сложности помогут приемы конкретизации и генерализации), затем перешел к синекдохам в искусстве – крупные планы в кинематографе – не что иное, как визуализированные синекдохи, и наконец подошел к синекдохичности жизни, которую выражает, в частности, приверженность брендам. Сегодня одни наручные часы могут рассказать о человеке больше, чем все остальное. Логотип бренда при этом также можно назвать синекдохой: он лаконичен, зашифрован, образен, информативен. Василий Мурзак смешил уставший зал (и тут синекдоха), показывал гостям клипы и фотографии, а по завершении мастер-класса выразил надежду на то, что был продуктивным.

Учитель биологии и экологии Евгения Глазунова начала выступление с вопросов. Я – часть вселенной? Может быть, я – целая вселенная? Можно ли поставить знак равенства между частью и целым? Далее педагог рассуждала: целое – нечто единое и неделимое, состоящее из определенного количества кирпичиков, каждая частица меньше самого целого. Природный организм – целое, которое значительно больше, чем совокупность его частей. Человек – многоклеточное существо, каждая клетка которого обладает определенной энергией. При этом такое же количество отдельно взятых амеб по суммарной силе не может сравниться с силой одного человека. Целое больше, чем сумма его частей – сделала вывод Евгения Глазунова. Совершать путь от частей к целому и обратно помогают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение. Они – бусины одного ожерелья, и потеря даже одной из них приведет к тому, что перестанет существовать все украшение.

В конце мастер-класса Евгения Глазунова попросила зрителей создать живое ожерелье – взяться за руки. «И все-таки часть мы или целое?» – спросила педагог. Ответ был очевидным и не заставил себя долго ждать.

Замкнул тройку выступавших в зале «Аттестат зрелости» учитель информатики Андрей Сиденко. Педагог попытался разобраться в простом на первый взгляд вопросе: какое место в жизни людей занимают компьютерные технологии? Эмоции доступны только человеку – об этом говорят, в частности, такие произведения живописи, как «Старый рыбак» Тивадара Костки Чонтвари и «Неравный брак» Василия Пукирева. С другой стороны, компьютеру доступно все остальное: машина обыграла Гарри Каспарова в шахматы, в марте 2016 года человек уступил ей в игре «Го», которая основана на интуиции. Пикассо говорил, что компьютеру недоступен процесс творчества, но и это уже не соответствует действительности – так, благодаря технологиям появилась прежде не существовавшая картина в технике Рембрандта.

Мы пускаем технологии в жизнь, и должны осознавать последствия этого. Еще одна важная задача, которая встает перед человечеством в данной связи – сохранение произведений искусства, которые создавались в докомпьютерную эпоху.

Действующие лица

Артем Барат – учитель физики школы №192 и гимназии №1520 имени Капцовых, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Евгения Глазунова – учитель биологии и экологии гимназии №1476, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2014»

Иван Колечкин – учитель географии и экономики Детского воспитательно-образовательного комплекса «Пенаты», финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010»

Василий Мурзак – учитель английского языка школы №1206, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

Андрей Сиденко – учитель информатики школы №283, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2013»

Ольга Шугаева – учитель русского языка и литературы, заместитель директора ГБУСОШДО «Класс-Центр», лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2004»

Фото вверху страницы Ильдара Хусаинова

См. также:

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 4): «Большая перемена»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 3): «Доживем до понедельника»

IV съезд учителей Москвы, мастер-классы (часть 2): «Дневник директора школы»

IV съезд учителей Москвы: сопряжение понятий, предметов и реальной жизни

IV съезд учителей Москвы: квест для молодых педагогов

Во Дворце пионеров обсудили развитие профессионального образования

Профсоюзный слёт на учительском съезде

Умная теплица, цифровая лаборатория, гений Наураша. Техносфера современной школы


наверх