Знакомство учащихся с понятием «перспектива» проходит в течение всего курса обучения изобразительному искусству в школе по программе профессора Бориса Неменского. Уже в первом классе дети при изображении пейзажа получают представления о линии горизонта, понятиях «ближе», «дальше», «крупнее», «меньше».

В дальнейшем первоначальные знания расширяются теоретически и практически. В шестом классе в курсе «Искусство в жизни человека» учебника «Изобразительное искусство» под редакцией Бориса Неменского даются и определения, и знания о видах перспективы: линейной и воздушной. Из прошлых лет обучения учащиеся знают, что граница между небом и землей – это линия горизонта, а точный перевод слова «перспектива» означает «взгляд вдаль». На основе великих произведений художников Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Ивана Айвазовского и других живописцев, анализируя композиции их пейзажей, дети видят, что различный выбор точки зрения на натуру – это одно из важнейших средств изображения пространства на плоскости (бумаги, картона, холста). Выбор линии горизонта – высокой или низкой, в верхней половине листа или в нижней – имеет большое значение в композиции, в образном выражении замысла художника. Воздушная перспектива определяет изменение цвета, очертания и степень освещенности предметов, возникающую по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. Она усиливает с помощью цвета и света глубину пространства и помогает в раскрытии темы композиции.

Эти знания дают учащимся возможность изображать на плоскости листа пейзажи в различные времена года, делать тематические работы.

Изображение пространства на плоском листе бумаги увлекает личностным подходом в выборе объекта изображения. Изучение перспективы совпало с кануном 75-летия Битвы под Москвой. Это памятное событие повлияло на выбор сюжета для коллективной работы шестиклассников. Учащиеся познакомились с произведениями советских художников о Великой Отечественной войне: Александра Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), Аркадия Пластова «Фашист пролетел» (1942), Сергея Герасимова «Мать партизана» (1943).

Помимо этого многие дети впервые рассматривали диораму и панорамы, посвященные героизму защитников нашей Родины в разные периоды истории нашей страны: панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя» в Севастополе (1954), «Бородинская битва» в Москве (1962), диораму «Взрыв Голубого моста», экспозицию музея «Партизанская поляна» в Брянске с 1986 года. Благодаря увиденному учащиеся узнали, что панорама и диорама – это живописные полотна, охватывающие весь круг горизонта или часть круга, совмещенные с объемными макетами переднего «предметного» плана. Это создает иллюзию реального окружающего пространства.

После получения новых знаний о перспективе учащиеся захотели выйти за рамки листа бумаги и решили сделать макет, в котором нужно было отразить исторические события и применить полученные знания о перспективе. При изготовлении макета сложность изображения состоит в том, что на каждой из двух плоскостей, расположенных под прямым углом, необходимо соблюсти закон линейной и воздушной перспективы, не нарушая целостности образа композиции. Для этого необходимо было помнить и применить следующие понятия:

  • линейная перспектива – это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении
  • воздушная перспектива – по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, окутанная воздухом даль голубеет

Макет «Перед боем» включает горизонтальную плоскость – «предметный план» с изображением окопов, уходящих к линии горизонта, являющейся линией пересечения двух плоскостей. В дальнейшем эта линия – продолжение изображения окопов, но уже в другой плоскости. На макете соблюдены основы перспективы в изображении солдат в окопах, деревьев и противотанковых ежей.

Шестиклассники выполнили поставленную учебную задачу. Но в данном случае важнее эмоциональная сторона коллективной работы детей.

Учащиеся через художественное творчество на уроке изобразительного искусства в очередной раз прикоснулись к истории родной страны, города, еще раз вспомнили и показали через собственную работу подвиг защитников нашей Родины.