Московские семиклассники создали «умную теплицу» с помощью технологии «интернет вещей». Работа помогла им победить в известном национальном чемпионате JuniorSkills, который стал частью состязания WorldSkills Hi-Tech и проходил в Екатеринбурге с 30 октября по 3 ноября.

О том, как ученики собственными руками создают новейшие приборы и в чем идея чемпионата высокотехнологичных профессий, рассказала наставник школьников – учитель информатики школы №1354 Александра Панюкова.

– Ваши подопечные стали победителями JuniorSkills – состязания школьников в профессиональном мастерстве. Им помогла «умная теплица». Расскажите о ней подробнее.

– «Умная теплица» – один из возможных вариантов применения технологии «интернет вещей» для оптимизации производственных процессов. Концепция простая: устройства взаимодействуют друг с другом через облачную платформу. Она может анализировать данные, которые ложатся в основу управляющих решений. Например, с датчиков пришла информация о том, что влажность почвы упала ниже допустимых значений. Эти данные вместе с информацией с других датчиков и устройств обрабатываются на облачном сервере. В результате с последнего может поступить управляющее решение включить полив. Это упрощенная схема, а на самом деле все, что касается «интернета вещей», – это не столько простое управление устройствами через облако, сколько обработка и анализ большого объема данных.

Конечно, школьники в возрасте 10–14 лет пока такие задачи не решают. На данном этапе ученики налаживают взаимодействие устройств между собой с помощью облака. Наряду с этим они реализуют полный технологический цикл создания «умной теплицы» – начиная разработкой и защитой концепции системы, продолжая сборкой и монтажом, программированием контроллеров для работы с облаком и заканчивая проектированием интерфейса и программированием логики на облаке.

Такого рода системы становятся все более популярными в мире, но почему-то для России термин «интернет вещей» непривычен – на слуху «умный дом», «умная теплица», «умный город». В Европе практически каждый встречный, имеющий даже косвенное отношение к информационным технологиям, знает, что это такое.

– В каких классах учатся участники JuniorSkills Максим Лейхнер и Глеб Лазукин? Почему они представляют две разные московские школы?

– Максим из 7-го класса, Глеб – шестиклассник. В одной команде они оказались, в общем-то, случайно. На базе школы №1788 проходил региональный отборочный этап турнира JuniorSkills в категории «Интернет вещей», а я была одним из его организаторов. Из учащихся, которые ходили на подготовительные семинары, сформировали команды. Так получилось, что двое юношей из разных школ остались без напарников, и им предложили объединиться. На региональном отборочном этапе команда заняла первое место. Нужно было двигаться дальше. Задача организовать подготовку команды учеников из разных школ оказалась не из легких, но у меня была такая возможность, поэтому я стала их наставником. Они настолько сработались вместе, что даже у сторонних наблюдателей не остается сомнений – школьникам стоит выступать в таком составе и дальше.

Позже сложилось так, что я перешла работать в школу №1354, где учится Глеб Лазукин. Преподаю информатику и технологии ведения проектной деятельности.

– Преподаете в инженерном классе или это обязательные предметы для всех?

– Веду оба предмета во всех классах. Кружок по «интернету вещей» и подготовка к конкурсу проходят в рамках дополнительного образования. Кроме того, на базе школы № 1354 собираются открыть ресурсный центр по различным высокотехнологичным направлениям. Планируется плотное сотрудничество с компанией PTC, которая является владельцем платформы ThingWorx. Эта платформа используется на соревнованиях JuniorSkills по направлению «Интернет вещей». При ее поддержке и планируется открыть ресурсный центр, в котором ученики смогут знакомиться с теми направлениями высокотехнологичной деятельности, которые будут востребованы в будущем.

– В московских школах с 2015 года работают инженерные классы. Будут ли они способствовать развитию инженерной мысли в стране?

– Инженерная специализация важна настолько же, насколько и любая другая. Это возможность для заинтересованных школьников в более раннем возрасте понять, что это такое и сформировать мышление в этой области.

– Кем хотят стать победители JuniorSkills?

– Максим – программистом, Глеб – дипломатом.

– Насколько эффективно заниматься высокими технологиями в десять лет? К каким результатам это может привести?

– Можно заниматься с любого возраста, чтобы стать специалистом. К какому результату, с точки зрения развития отрасли, может привести раннее вовлечение детей в эту сферу деятельности, покажет время. Школьники в таком возрасте не воспринимают это как единственную область, в которой будут развиваться, это нормально и правильно.