Как из нескольких школ и детских садов получается крупный образовательный комплекс и что нужно делать для того, чтобы он работал как единый организм? Ученики, педагоги, представители администрации школы должны вместе обсуждать общие правила поведения – в этом убеждена директор школы №1354 Анна Постникова.

– Анна Львовна, ваша школа традиционно отмечает день рождения в середине сентября, хотя была открыта, как и принято, в День знаний. Почему?

– Школа рождается не тогда, когда открывает двери, а когда посещающие ее люди договариваются о правилах и законах, по которым будут жить. Таким сводом норм поведения стала для нас Декларация согласия. Ученики и учителя договорились о человеческих ценностях, которых они придерживаются. В декларации говорится о том, что мы добровольно принимаем на себя следование нравственным правилам. Документ, к примеру, содержит такие слова: «Никто не имеет права требовать от другого выполнения правил, которые сам нарушает», или: «Мы – дети планеты. Мы проповедуем равенство всех наций и народов, мы судим о человеке только по его делам». Таким образом, именно день принятия Декларации считается днем рождения школы.

– Ваша образовательная организация называется «Школа с углубленным изучением английского языка», однако после слияния с двумя другими учреждениями, в ней появились инженерные, медицинские, экономические, гуманитарные и другие классы. Получается, официальное наименование не в полной мере отражает учебные профили школы?

– Да, это так, поэтому в нынешнем учебном году Управляющий совет школы открыл обсуждения по поводу нового названия образовательной организации. С середины сентября у нас идут классные часы, во время которых ученики обсуждают Декларацию согласия и придумывают новое название для школы.

Совсем недавно прошла защита лучших названий, эмблем и девизов, представленных учащимися всех зданий образовательного комплекса. В защите проектов участвовали ученики с 7 по 11 класс. Интересны были не столько сами названия школы, сколько их обоснования. Мы хотели сделать так, чтобы ученики задумались, для чего им нужна школа, какие у нее цели. Один класс придумал название «Луч», которое расшифровывались как «Лучшие ученики человечества». Лучшие не потому, что у них пятерки, а потому, что они умеют дружить, понимают, что такое взаимовыручка и гражданственность. Среди предложенных названий было, например, и такое – «Бутовские крылья». Школьники объясняли его так: «Здесь мы "вылупились" и встаем на крыло, ведь символ школы – журавль». Когда ученики начинают отстаивать свои названия, невольно думаешь о том, что жизнь проходит не зря.

В течение целого месяца мы обсуждали с учащимися самые важные вопросы: о месте в жизни, взаимодействии старших и младших, выборах управления в классе.

– У родителей не всегда есть время на подобные разговоры…

– Совершенно верно. Мы вообще стремимся разговаривать с учениками. У нас на первом уроке каждую среду – классный час. Поначалу 70% учителей недоумевали: мол, о чем мы будем говорить столько времени? Для наших классных часов выделяется первый урок, есть обязательные темы, полезные ученикам того или иного возраста, и это полностью меняет дело в лучшую сторону. Например, учащимся 5–7-х классов мы предлагаем поразмышлять над тем, кто такой хороший друг. Школьники обсуждают предложенную тему, а потом выполняют десятиминутный тест. По окончании тестирования школьникам показывают ключи, которые помогают понять, в частности, почему с одним учеником дружат, а с другим нет. В 10–11-х классах темы классных часов уже другие, к примеру, «Самоопределение». Старшеклассники идут в кабинет информатики и отвечают на вопросы компьютерного теста.

Говорят, что мировоззрению нельзя научить, в нем нельзя убедить, его нельзя навязать – можно только заинтересовать и найти общий язык. Вот мы и учимся его находить.

– Что еще, помимо Декларации согласия, помогло вам объединить школьников, педагогов и родителей из трех образовательных организаций в сплоченный коллектив?

– До идеального положения дел пока далеко, но рецепт, с моей точки зрения, один – общее дело, и речь в данном случае идет не только об учебе. Нас объединяет Циклограмма школьной жизни. Это цикл разнообразных учебных и внеучебных мероприятий с сентября по май. Они проходят в трех зданиях одновременно, за счет этого нам удается жить в одном ритме. Мы проводим День знаний, День Беслана, фестиваль школьного творчества «Созвездие», благотворительную акцию «Нет чужих детей», экологическую «Сохраним жизнь дереву», Игры доброй воли, олимпиаду «Успех», КВН между старшеклассниками и учителями, Театральный фестиваль, и это далеко не все.

Важно, что каждый класс отвечает за одно большое мероприятие, при этом все остальные участвуют в нем. Мы создаем условия для того, чтобы каждый имел возможность испытать чувство успеха, научился работать в команде и самостоятельно, научился выстраивать перспективу на будущее.

– Как дети успевают еще и учиться?

– Нас многие об этом спрашивают. Успевают! Ведь мы не столько занимаем, сколько организуем время ученика – ни одна минута не проходит праздно. Каждый класс, начиная с пятого, получает от Совета школы лицензию на проведение какого-либо мероприятия. Реализуя его, школьники учатся взаимодействию внутри класса и за его пределами. Может быть, поэтому наши ученики считают себя хозяевами в школе. Они выходят в жизнь самостоятельными, способными принимать решения.

Показателем продуманного устройства школы является и то, что у нас преподают восемь наших выпускников. Весь сентябрь–октябрь к нам валом идут те, кто уже окончил школу. Кроме того, учителями в нашем образовательном комплексе работают шесть родителей, которые пришли к нам уже после того, как их дети получили аттестаты.

– В вашей школе есть «Родительский университет». Расскажите о нем, пожалуйста.

– У родителей, чьи дети учатся в школе №1354, есть возможность слушать лекции, встречаться с учителями, специалистами по психологии, физиологии. Иногда подобные встречи проходят в режиме видеоконференций. В прошлом году мы проводили с родителями мастер-классы по составлению учебных планов, и их мнение легло в основу реальных документов. Мы стараемся, чтобы родители чаще решали важные вопросы вместе с нами – это приводит к взаимопониманию, но это отдельная тема для большого разговора.