Образовательный процесс в школе состоит не только из уроков, но включает в себя и каникулярное время.

Короткие каникулы предполагают свободный выбор учеником и его родителями вида деятельности, и есть масса вариантов: спортивно-оздоровительные лагеря, дополнительное образование, культурная программа, экспедиции или отдых дома с семьей. Учителям каникулы предоставляют возможность повысить профессиональную квалификацию. О том, как это происходит в современных школах и как стоит планировать каникулы не только ученикам, но и педагогам, рассказывают представители московских образовательных учреждений – Учителя года Москвы и России.

Каникулы – время чтобы подумать

Юлия Мукосеева – учитель английского языка ННОУ СОШ «Карьера», лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2007»

Мукосеева

Человеку периодически требуется смена деятельности, поэтому каникулы – это абсолютно необходимый период. Правда для меня как для учителя и как для заместителя директора школы по УВР школьные каникулы несут разную смысловую нагрузку. С одной стороны, для учителя каникулы – это перерыв в учебном времени. С другой стороны, для администратора это время в школе связано с большой работой и нагрузкой. Я не столько имею в виду нагрузку по подготовке отчетов (которую действительно физически сложно успеть сделать во время учебного процесса), сколько занятость в плане самообразования и образования коллег – людей, с которыми я работаю в коллективе.

Что я имею в виду? В каникулы мы традиционно проводим встречи учителей, в ходе которых делимся друг с другом идеями на круглых столах, мастер-классах, семинарах. На такие встречи часто приходят интересные люди, которые нам читают лекции о новых задачах сегодняшней школы, о современных образовательных технологиях, о том, как изменились сегодня дети. Ребята, которые приходят в школу, родились и росли с планшетами. Они сильно отличаются от нас, ведь у них другие книги, другие мультфильмы, другие игры. Они и мир воспринимают иначе. Поэтому входить сегодня в класс с конспектом двадцатилетней давности не только неправильно, но и бесполезно. Учитель должен понимать: подходы к работе с современными детьми должны меняться. Во время учебного процесса учителя тратят немало времени на подготовку к занятиям, проведение уроков, заполнение электронного журнала и документации, и, конечно, времени на то, чтобы прослушать лекцию, обсудить ее с коллегами, посидеть и подумать, катастрофически не хватает. В каникулы можно и нужно это сделать.

Существуют разные подходы к оценке того, какая система каникул лучше – триместры, модули или четверти. Я очень консервативный человек, и мне нравятся четверти и каникулы летом. Такая система сложилась, и она удобна многим. Хотя есть и другие любопытные практики. В Германии, например, летние каникулы разбивают на два блока: достаточно объемная часть каникул проходит в мае, затем дети учатся в июне и потом отдыхают в июле-августе. В этом есть определенный смысл, три месяца – это очень долго. Часто учителя говорят, что дети пришли «чистые», «стерильные», то есть вообще все забыли. Новые схемы летнего отдыха могут быть удобны и для родителей, ведь далеко не у всех есть возможность три месяца посвятить своим детям.

Каникулы дают больше времени для общения родителей со своими детьми. К сожалению, в сегодняшнем мире общение часто уходит из нашей жизни, как бы это ни было прискорбно. Если родители в каникулярное время находят возможность для совместного времяпрепровождения, и это не шопинг или совместный просмотр телевизора, они большие молодцы. Чаще всего эту функцию на себя берет школа. Конечно, если в такой ситуации семья может отправить ребенка с классом на экскурсию, это тоже хорошо. У нас в школе существует практика вовлечения родителей в организацию каникул, работает турклуб, который каждые каникулы организует туристические поездки учителей, родителей и детей как по России, так и по ближнему зарубежью. От таких путешествий и родители, и дети всегда получают не только огромное удовольствие, но и реальную пользу, ведь совместное проживание различных экстремальных ситуаций (а таковые не редко случаются в походах) всегда помогает людям научиться лучше понимать друг друга.  

В заключение хотела бы сказать несколько слов о домашних заданиях на каникулы. Думаю, это зависит от конкретного класса. Так, в выпускных классах, к сожалению, без домашнего задания не обойтись. Но важно, чтобы дети получали его в адекватном объеме. В изучении иностранного языка есть такой вид работы как домашнее чтение. Учителя словесности предлагают ученикам списки литературы на лето. Я также могу задать прочесть отдельные главы из книг по домашнему чтению в каникулы, чтобы потом в учебное время дети меньше тратили времени на подготовку к урокам. В выпускных классах, к сожалению, не обойтись без тренировочных тестов в формате ОГЭ и ЕГЭ, для решения которых требуется немало времени. После напряженного учебного дня написание экзаменационной работы может оказаться малоэффективным. Поэтому такие задания как нельзя лучше подходят для спокойной домашней работы на каникулах.

Ребенок должен сам выбирать, как проводить каникулы

Игорь Агапов – учитель экономики, директор ГБОУ Школа № 1151, победитель конкурса «Учитель года России – 1996», заслуженный учитель РФ

АгаповГоворят, что школа – это место, где постоянно совершаешь одни и те же действия, но при этом добиваешься различных результатов. Так происходит потому, что каждый раз к нам приходят совершенно разные дети. Осознать это, повысить свои профессиональные навыки, переосмыслить процесс преподавания учителю помогают каникулы, когда можно обсудить накопившиеся вопросы с утра, со «свежими» мозгами, а не после тяжелого трудового дня.

Когда школа отдыхает от детского шума, каникулы предоставляют учителям возможность справиться с выгоранием, которое в педагогической среде происходит более быстрыми темпами, чем во многих других профессиях. Если раньше образование находилось в сфере идеологических интересов, то сегодня, по большей части, это сфера услуг. В сфере услуг есть определенные заказчики – это родители или официальные опекуны. Крен в сторону сферы услуг и новые требования со стороны заказчика требуют дополнительного обсуждения того, как деликатно реагировать на новые вызовы.

В каникулы есть время для проведения тренингов с участием психологов для учителей. Некоторые педагоги считают, что если они один раз чему-то научились, то теперь имеют право учить других, и им необязательно развиваться дальше. Но учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Учитель должен постоянно меняться, не изменяя себе. Это одна из тем, которую можно обсудить с коллективом, в том числе в каникулярное время.

Не будет вреден и дополнительный психологический ликбез. Есть вызовы, связанные с новым поколением детей, выращенных на гаджетах, у которых сформировалось клиповое мышление. Более того, бывают разные, в том числе довольно сложные ситуации в семьях, и школа может помочь, не внедряясь в семью. Работа с детьми группы риска строится на знании психологии. Психологи, которые работают в школах, проводят для учителей тренинги с погружением.

Например, бывают гиперактивные дети, которые могут воспринимать материал не более пяти минут, а потом становятся возбужденными, крутятся и не слушают учителя. Как с этим работать? Это обсуждается с психологами, в том числе во время каникул. Разбирать подобные кейсовые ситуации – трудоемкая работа, которая занимает не один час.  

Ценно и общение с детьми во время каникул. Для этого организуются экскурсии, посещение театров и выставок. Учителя понимают, что получать знания можно не только в школе, но и в открытом пространстве – на площадках музеев. Можно посмотреть прекрасную театральную постановку, а потом написать что-то по итогам.

Приведу такой пример: однажды я был в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и увидел совершенно уникальный опыт работы экскурсовода. Ученики были вместе с родителями, и экскурсия проходила следующим образом: родителям запрещалось подходить близко к картинам, они не слышали, что экскурсовод шепотом рассказывал детям. Он разрешал ученикам через три-четыре минуты подойти к родителям и попытаться передать то, что они услышали и запомнили.  Дети с огромным интересом рассказывали о картинах, а родители были благодарны им за то, что они стали такими трансляторами. Мне очень понравился этот подход. Оказалась, что экскурсовод когда-то была учительницей. Я расспросил ее, как она придумала такую идею, и она ответила, что все лежит на поверхности.

Стоит говорить открыто, не для каждого учителя такие приемы очевидны, кому-то это может в голову не прийти. Подобная работа, на мой взгляд, – это и есть реальная педагогика, где дети становятся активными участникам поглощения знаний, а не «вдалбливания». Ученикам очень важно попадать в другую среду, важно уйти от опеки. Они любят друг с другом общаться и в школу приходят именно за этим. Учителя должны мастерски вплетать учебный материал в процесс общения между детьми. Поэтому экскурсии – это хорошее средство. Ребенок вряд ли будет успешен один, он может себя проявить только в какой-то среде. Проблема не очень успешных детей состоит в том, что они выращены на дефиците любви. Им просто не показали то направление, где они могут быть успешными. Поэтому необходимо искать эту нишу не только в учебное время.

Инициатива и выбор культурной программы на каникулы, конечно, идут от учителя. Однако родители предлагают и свои идеи. Например, я знаю одну совершенно уникальную бабушку, которая организовала отряд следопытов по местам боев времен Великой Отечественной войны. В нашей школе у нее учился внук, и она хотела, чтобы ему было интересно. Она самостоятельно организовала мероприятие, подключила других заинтересованных детей и их родителей.

Еще один вариант на каникулы – это спортивно-оздоровительные лагеря, отличное времяпрепровождение и в короткие, и в длинные каникулы. Раньше я не понимал, почему в лагере «Артек» в смене было 33 дня. Психологи объяснили мне, что дети нормально выдерживают три недели, а потом их начинает распирать, они начинают злиться друг на друга. На этом этапе уже начинается работа психологов, когда они могут корректировать поведение ребенка. Лагеря очень полезны потому, что там происходит временное объединение. Даже встречи на несколько дней или поездка в другой город помогают раскрыть детей лучше, так как появляется ситуация за рамками учебного сюжета. Компетенция – это возможность проявиться знаниям, умениям, навыкам за пределами учебного сюжета. В лагерь ребенок уезжает как минимум на неделю и в контакте с окружающими становится самим собой. Ребенок может обнаружить собственные проблемы и понять, что необходимо работать над собой, что надо быть эмоционально уравновешенным и не раздражаться.

У ребенка есть право выбора: он должен сам решать, чем заниматься в свободное от учебы время. Бездельничать – это тоже осмысленный выбор. Каждый раз, когда у школьников заканчиваются каникулы, я встречаю их с утра перед занятиями и спрашиваю, чем они занимались. Дети рассказывают разные вещи, но чаще всего говорят, что с удовольствием гуляли, дышали свежим воздухом, смотрели на снег и просто валяли дурака. Иногда мы выстраиваем излишние ограничения. Свобода ребенка должна быть осознанной, и с детьми нужно выстраивать диалог. Только так мы сможем разделить ответственность за результаты образования между учителем, ребенком и родителями.

Что касается организационного аспекта, то в каждой из каникулярных систем есть свои плюсы и минусы. Модульные каникулы, на мой взгляд, более предпочтительны в плане вовлекаемости школьника в учебный процесс, потому что делятся на равные отрезки. Модульная система позволяет делить третью четверть, которая обычно перегружена, а у детей авитаминоз. С другой стороны, в модульной системе сложнее идет врабатываемость, поскольку приходится чаще включаться. Но если ребенку интересно в школе, ему все равно, когда включаться. Каждая школа сегодня имеет определенные традиции, и поэтому обладает правом определять свое каникулярное время в зависимости от предпочтений родителей. Главное, чтобы эти каникулы стали отдыхом и прошли с пользой.

Каникулы – это развивающий отдых

Иван Колечкин – учитель географии и экономики НП «Детский воспитательно-образовательный комплекс “Пенаты”», финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010»

Колечкин

Зачем человеку каникулы? Помните песенку из доброго старого  фильма «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»: «Зачем человеку каникулы? Затем, чтобы отдохнуть». Давайте разберемся в терминах. Что такое отдых? В первую очередь это смена деятельности. Например, землекопу нужно поваляться на диване с книжкой или у телевизора. У человека, который все время читает, нужно отобрать книгу и дать ему лопату. На этом была, вероятно, частично основана советская система, когда осенью научные сотрудники ездили убирать картошку (шутка).

Каникулы, если говорить абстрактно, – это всегда некий шанс. Шанс для всех: учителей, учеников, их родителей. Для учителя каникулы – это шанс восстановить здоровье. Переключиться.  Отсрочить проблему профессионального выгорания. Оно происходит потому, что каждый год в школе повторяется одно и то же: те же правила, те же буковки в строчках, те же теоремы, те же карты… После работы учитель приходит домой, где его ждет семья, которой тоже нужно время. У Александра Розенбаума была когда-то песня – «Нету времени». Каждый раз перед ее исполнением на концертах он рассказывал, что раньше, до того как стал профессиональным артистом,  «всегда удивлялся, что хобби у известных артистов – это побыть с семьей, и думал, что они лукавят».  Я хорошо понимаю, о чем эта песня: когда ты весь день крутишься (уроки, внеурочные дела, написание статей,  административная работа, а еще и подумать и переосмыслить сделанное надо!), то ждешь каникул, чтобы просто побыть с семьей, потому что на каком-то этапе можно остаться… без нее. Шутка. Но серьезная.

У современных детей иное, отличное от нас, современных взрослых, мышление... Даже очень некогда хорошему или считающему себя таковым учителю со стандартным подходом к объяснению материала все сложнее достучаться до учеников. Каникулы для него, вероятно, это шанс  подумать, что делать дальше – меняться или уходить. Если человек за каникулы подумал, переосмыслил и понял, что больше не хочет заниматься преподаванием, потому что сложно (трудно, затратно, бессмысленно), то это тоже хороший результат. От такого решения выигрывают все: и сам учитель, и дети, и школа, и общество в целом. Ибо если человек  занимается тем, что не в радость – результат очевиден. Совсем не шутка.

Каникулы – это шанс и для родителей учеников. Я стараюсь активно способствовать общению школьников с их семьями во время отдыха, периодически подкидывая какие-то интересные задачки, которые можно решать совместно. Другого домашнего задания, кроме как отдохнуть и провести время с семьей, я не задаю (на каникулы, естественно). Приведу в пример. Я попросил учеников пятого класса сделать макеты планет Солнечной системы. Когда все вернулись с отдыха и принесли макеты, я спросил, кому из учеников помогали родители? Помогали всем. После этого я спросил, у кого родители ругались и выражали недовольство? Тоже у всех. Когда я спросил, кто из родителей в конце подготовки макета сказал, что ему понравилось, снова все ученики подняли руки. Так ребенок опосредованно, через учительское задание, получил от родителей очень важный инструмент, который, возможно, поможет ему лет через двадцать самому стать хорошим, ну или просто внимательным родителем, который проводит совместно с ребенком время не только в торговом центре (хотя и это нужно!). Поэтому такая работа – одно из основных направлений деятельности в рамках каникул. Как «испортить» родителям каникулы… С пользой для детей. Почти шутка.

Еще один шанс – объединить детей вместе и сменить их деятельность. Мы регулярно ездим в экспедиции, в каникулярное и не только каникулярное время, даже в выходные дни. За последние два года мы побывали в Норильске, Дудинке, Кызыле, Красноярске, Абакане, Калининграде и других городах. Я обычно беру детей в те места, куда они с родителями не попадут. Не поедут. В голову не придет. В Марий Эл... Или в Воронежскую область... В Петербурге Эрмитаж ребенку и мама с папой покажут. А вот  систему защиты Санкт-Петербурга  от наводнений – вряд ли...

Ну раз уж именно про эту поездку заговорили, то единственное стандартное туристическое место, которое мы посетили в Петербурге – это Государственный Русский музей. Но задача была поставлена отнюдь не тривиальная. Каждый  участник экспедиции заранее  выбрал одну картину из собрания музея, которая бы соответствовала следующим требованиям: на картине должен быть изображен какой-то природный или природно-антропогенный ландшафт, на фоне которого происходит историческое событие. Кроме того, при создании полотна должен был использоваться интересный художественный прием. В музее каждый ученик самостоятельно представлял картину. Такие задачи дают опыт публичного выступления, развивают умение выделять главное в рассказе, быть внимательным к деталям... В итоге  ребята, используя получившуюся в процессе взаимной экскурсии сводную таблицу с накопленной информацией, размещали картины  на ленте времени и на карте мира, развивая пространственное мышление и с удивлением понимая, что сюжеты двух совершенно разных картин происходят почти одновременно.

Конечно, в экспедициях, мы собираем материал для проектов: простых (посещение фотовыставки, например) и более сложных – компьютерная (а чем плохо?) игра или путешествие по региону для младших товарищей. В таком непростом деле, как экспедиционная поездка, когда в день посещается по нескольку разных объектов, важно уметь переключиться с одного вида  деятельности на другой. Эта работа позволяет получить во время экспедиций гораздо больше знаний, а главное – навыков и опыта, чем во время уроков, пусть даже талантливо проводимых.  И это возможность посмотреть на мир так, как будто он не делится на предметы. Тем более что так оно и есть... И это – абсолютно серьезно.

Экспедиция может (и должна, вероятно)  проходить не только в каникулы, но и в учебное время. Если экспедиция правильно организована, если по набору заданий, рекомендаций, наблюдений она выстроена так, что делается комплексная работа, – например, мы рассматриваем регион с точки зрения литературы, культуры, религии, физической и экономической географии, – то это настоящая работа, а не развлекательная поездка. Всё меж- и метапредметное, о чем так много говорится и пишется, реализуется там, вне кабинета… И самый главный отдых для ребенка – не брать в экспедицию планшет и телефон, чтобы выпасть на время из обычного информационного поля. А как же красивые фотки? На фотоаппарат. Обычный. А еще лучше придумать экспедицию так, чтобы до игр руки не доходили. Тогда гаджет вполне к месту: фото, видео, диктофон, блокнот. Зачем-то же их придумали, эти гаджеты. Это шанс понять, что они более функциональны, чем инструмент для входа в «контакт» или игры (даже не знаю, шутка это или нет).

Результат можно увидеть по реакции родителей. Когда через неделю после возвращения они говорят: «Спасибо, что вы забрали ребенка на три дня, он мне до сих пор рассказывает (все уши прожужжал!) про поездку», а не «спасибо, что дали нам три дня свободы» (хотя и это важно! Родителям тоже нужен шанс!),  значит,  результат есть. 

Если в каникулы ребенок совершает осмысленные действия, которые переключают его деятельность, то он быстро возвращается к обычной работе в школе после отдыха. Если же ребенок просто болтается в бассейне или на пляже и не получает должного внимания родителей, тоже занятых собственным отдыхом, то от этой деятельности он очень быстро устает и возвращается с каникул уставшим. Как отдохнул? Хорошо, только устал очень... Опять шутка.

Предположим, ребенок действительно устал во время учебы. Допустим, у него кроме школы еще занятия в театральной студии, секция бокса и конная школа. И – не дай бог – пара репетиторов.  Тогда один день ему позволительно (и, может быть, даже обязательно нужно) просто поваляться, ничего не делая. Но когда все каникулы сводятся к сидению дома, за компьютером, то ребенок не меняет вид деятельности и не отдыхает. Даже если гуляет… с планшетом. Как-то на каникулах пошел гулять с младшим сыном. Тот кормит голубей. Я фотографирую. А потом смотрю на фото и вижу прекрасный бэкграунд: на скамейках сидят рядком  дети от 7 до 17 и все смотрят в экраны. Человек 15. Ужас... Каникулы, говорите?.. Ну-ну. Совсем не смешно.

Конечно, родители и учителя не должны мерить по себе нагрузку ребенка, потому что сейчас совершенно другая, нежели двадцать лет назад, занятость ребенка, иное информационное поле и экологическая обстановка, которые и утомляют, и мешают  восстановиться. Смените их ребенку! Насколько это возможно! И это самая серьезная рекомендация.

Правильно придуманные (и продуманные, и реализованные) каникулы – это шанс на начало нового отрезка учебы, работы, жизни с надеждой на то, что все получится. А иначе – шанс упущен.