В выходные, 10 и 11 сентября, москвичи с шумом отпраздновали День города. В мероприятиях, посвященных 869-летию столицы, приняли участие многие учителя. Одни провели День города на территории школ, в которых работают, другие – за их пределами. Педагоги рассказали Клубу учителей о том, как прошли их праздничные выходные.

Иван Колечкин, учитель географии и экономики школы «Пенаты»:

Удивительное дело – дать урок для толпы на площади.

Не для зала на съезде учителей, не на стадионе для учителей и детей, а для толпы, идущей мимо сцены в самом центре столичного мегаполиса, в праздничной атмосфере.

Не для коллег на педсовете, детей, коллег и жюри на конкурсе «Учитель года», а для разновозрастной толпы, собравшейся стихийно, не пришедшей целенаправленно. Как сказали бы коллеги – немотивированной толпы. То есть, мотивированной, но явно не на урок, тем более географии smiley

Для толпы, в которой, как оказалось в результате стихийной «переписи населения», проведенной под общий хохот, оказалась представлена вся Россия: от Канска до Мурманска, от Крыма до Хабаровска.

И построить на площади из людей (нет, вместе с людьми!) огромную, через всю ширину Тверской улицы, «живую» карту России…

И провести самый настоящий урок географии Родины, основанный на материале любимого поколениями фильма «Я шагаю по Москве». Казалось бы, весь фильм – в пределах Садового кольца, какая уж там Россия? Но если посмотреть шире, то оказывается, что география фильма простирается от карельской тайги до камчатских вулканов и от Закавказья до северных широт.

Вопросы, которые были заданы публике: как посмотреть, под каким углом, откуда и куда, и с пересадкой в каком городе летел главный герой фильма? Откуда родом создатели картины? Какие географические процессы можно объяснить и проиллюстрировать фрагментами из фильма? Как изменилась Москва за полвека? И даже про время путешествия луча Солнца до Земли, и многое другое smiley

Удивительное это дело – помолчать всем вместе даже посреди веселого праздника, Дня города, в память об актерах, уже ушедших и подчас забытых. Любовь Соколова – ленинградка, а потом  москвичка из Иваново, Алексей Локтев из Орска, Владимир Басов из-под Воронежа, Геннадий Шпаликов из Карелии, Екатерина Мельникова – помните, бабушка Кольки, похоронившая всех сыновей? Светлая память…

И ныне здравствующие. Всего 30 секунд на экране первокурсница Ирина Мирошниченко. И вот, прямо перед моим уроком, на сцене – сама народная артистка поет и общается с публикой. Кстати, родом она из Барнаула – тоже точка на нашей «живой карте».

Удивительное это дело – спеть вместе с толпой знакомые песни из фильмов того времени и найти в них абсолютно географический смысл, вспомнить вместе первых учителей почти в канун (что там осталось-то?) Дня учителя спустя годы после окончания школы, вот так, вдруг, посреди Москвы. И спеть вместе про сердце учителя.

Сердце учителя – хрупкая вещь,

Как же от трещин его уберечь?

Когда писал эту песню лет десять назад, я и не предполагал, что она полетит по интернету, что к ней будут дописывать строчки, заменять «учитель» на «вожатый», не задумываясь об авторстве. Спеть ее на Тверской для всех – удивительное дело.

И построить из людей возрастно-половые пирамиды для той, образца 64 года, отвоевавшей страны, где по переписи соотношение мужчин и женщин было 4 к 6, и сравнить ее с сегодняшней.

И тоже спеть, в конце, всем вместе не песню из фильма, а новую, только что написанную песню о том, как мы поем песню про то, как «Я шагаю по Москве»:

Вполне июньский дождь прольет,

Спугнув гуляющие пары…

Но гляньте, девушка идет,

Над нею зонтик держит парень…

И по бульвару через дождь,

Они пешком, минуя пробки,

Бредут куда-то... Дождь – ну, что ж

Нормальный, летний. И… короткий…

И я рукой машу: привет!

И напеваю на ходу

Что я иду, шагаю по Москве(*)

И я пройти еще смогу...

Мы москвичи – такой народ,

И радость пополам, и беды,

Даря подарки в Новый год,

И салютуя Дню победы.

Желтеют краски сентября,

И купола сверкают храмов...

Мы город любим, несмотря!

И город платит тем же самым...

И я спешу на этот свет,

И напеваю на бегу

Что я иду, шагаю по Москве(*)

И я пройти еще смогу...

Но дождь покапал и прошел,

И все на свете, как ни странно,

Вдруг стало просто хорошо,

И все воюющие страны

Пожали руки горячо,

И у стола присев по-свойски,

Шутя, разлили под харчо

В уютном дворике московском,

И под гитару или две

Запели дружно Окуджаву

И «Я иду шагаю по Москве»...(*)

…И прямо гордость за державу...

(*)Эта строчка напевается на оригинальную мелодию А.Петрова.

Удивительное дело – на второй день увидеть в новой «толпе» вчерашние лица, пришедшие попеть и поучиться еще. И вдруг толпа превращается в почти знакомый «класс», в который хочется возвращаться с чем-то новым, нужным и интересным!

Ильдар Хусаинов, учитель информатики Братеевской школы №1034:

День города мы провели на столичных площадках празднования, а также на территории образовательного комплекса №1034: координировали мероприятия, посвященные дню любимого города, в частности спортивные соревнования, творческие мастерские, экскурсии. Родители, ученики и педагоги организовали праздничный концерт, на котором присутствовали дети всех возрастов, выпускники школы, взрослые.

Для освещения мероприятия мы вместе с корреспондентами детской телевизионной школьной студии подготовили и выложили на канале и сайте образовательного комплекса видеоролик. В нем кратко, в видеозарисовках осветили проведение Дня города на территории зданий школы.

Сложно выделить одно, наиболее интересное мероприятие – атмосфера праздника царила, безусловно, во всех зданиях образовательного комплекса. На территории начальной школы оснащена площадка по проведению соревнований «Безопасное колесо», где ученики катаются на велосипедах. В День города там прошли соревнования по прохождению разнообразных маршрутов. Мы болели за наших учеников.

После завершения всех праздничных мероприятий многие из нас отправились в находящийся недалеко от школы Братеевский каскадный парк, где прошел красивый праздничный салют.

Мы благодарны столице и школе за созданный праздник и настроение! Еще раз поздравляем любимый город с днем рождения.

Константин Линев, педагог-организатор физико-математической школы №2007:

В субботу, 10 сентября, как и вся Москва, физматшкола №2007 праздновала День города. В параллели пятых классов прошел конкурс рисунка на асфальте «Я рисую город мой». Ученикам предложили нарисовать композицию во дворе образовательной организации, посвященную дню рождения столицы. Мероприятие посетили представители администрация школы во главе с директором Сергеем Старовойтом, а также родители школьников.

То, что праздник действительно удался, стало понятно, когда к моменту оглашения победителей ученики уже все вместе создавали другие рисунки, играли во дворе школы – в общем, полностью погрузились в праздничную атмосферу.

Организаторы праздника и члены жюри вручили почетные грамоты всем участникам конкурса, а День города продолжили спортивные мероприятия.